Результаты специального мета-анализа: тренировка мозга действительно работает

Несмотря на то, что эффективность целенаправленной тренировки мозга была неоднократно доказана сразу несколькими исследованиями, некоторые ученые долгое время продолжали высказывать сомнения в этом методе. Однако проведенный недавно специальный мета-анализ дал наконец окончательный и бесповоротный ответ: тренировка мозга действительно работает.

Начать тренировку

Когда в 2008 году ученому Сюзанне Йегги удалось доказать, что целенаправленная тренировка рабочей памяти на самом деле развивает интеллект, это событие стало сродни настоящей революции. Рассуждения же доктора Йегги были довольно просты: давно уже было известно, что рабочая память играет немаловажную роль во множестве когнитивных процессов. Регулярно бросайте вызов своему мозгуЛогичным поэтому казалось и предположение, что улучшение рабочей памяти станет катализатором для улучшения других когнитивных функций. Несмотря на свою простоту идея оказалась не только сенсационной, но и революционной, ведь до тех пор ученые сходились во мнении, что интеллект человека является константной величиной, а открытия доктора Йегги для многих перевернули эту незыблемую истину с ног на голову.

Значение рабочей памяти

Но что такое по своей сути рабочая память? Это механизм, отвечающий за быстрое и краткосрочное сохранение информации и ее постоянную готовность в случае необходимости. К тому же рабочая память постоянно актуализирует сохраненную информацию, что является основой для любого осознанного действия или поступка.

Задача n-назад

Использованное в 2008 году упражнение популярно и на сегодняшний день: речь идет о так называемой задаче n-назад (в NeuroNation это упражнение зовется «Мемолента»). Суть его довольно проста: тренирующемуся ненадолго одна за другой показываются картинки, которые тут же снова переворачиваются рубашкой вверх. Задача состоит в том, чтобы правильно ответить, является ли последующая картинка копией предыдущей. В процессе этого упражнения рабочая память находится в состоянии полной активности.
После нескольких недель тренировок участников эксперимента Сюзанны Йегги и их умственные способности измерили в специальном тесте на интеллект и сравнили их с результатами контрольной группы. Тогда и было установлено, что развитие рабочей памяти влечет за собой заметное развитие интеллекта.

559 участников и 20 исследований

Несмотря на эти поразительные результаты многие ученые продолжили высказывать сомнения в верности сделанных выводов по причине методических неточностей исследования. Поэтому и был проведен мета-анализ всех состоявшихся за последние годы исследований, в которых участники занимались этим упражнением.
Результаты, которые в одном отдельном исследовании могли быть случайными, в подобном мета-анализе не смогли бы повлиять на реальную объективность общей картины, благодаря чему было возможны сделать научно обоснованные выводы. В описанном анализе было изучено 20 исследований и в общей сложности 559 участников.

Результат: тренировка мозга работает!

Результаты мета-анализа не оставляют никаких сомнений: неоспоримый эффект от тренировок был отмечен в каждом из изученных исследований. Также было выяснено, что эффективность занятий не менялась в зависимости от того, проходились они дома или в лаборатории. Компьютерная тренировка мозгаА приятным бонусом оказалось то, что развитие интеллекта наблюдалось как в вербальном, так и в визуальном его проявлениях. Ученые же не стоят на месте, и уже в скором будущем скорее всего станет известно, когда тренировка мозга работает лучше всего, – к примеру, после занятий спортом или, может быть, ранним вечером. А пока мы знаем наверняка самое главное: тренировка мозга действительно развивает интеллект.

Начать тренировку

Источники:

Au, J., Sheehan, E., Tsai, N., Duncan, G. J., Buschkuehl, M., & Jaeggi, S. M. (2014). Improving fluid intelligence with training on working memory: a meta-analysis. Psychon Bull Rev [online].

Jaeggi, S. M., Buschkuehl, M., Jonides, J., & Perrig, W. J. (2008). Improving fluid intelligence with training on working memory. Proceedings of the National Academy of Science, 1-5.

Войти

Sign in with Google